НА ХОРОШЕЙ МУЗЫКЕ ДЕНЬГИ НЕ СДЕЛАЕШЬ

 

считает легенда питерского рока Олег Гаркуша.

23 июня (2002 г.) на стадионе имени Кирова в 12 часов начнется 2-й петербургский рок-фестиваль "Окна открой!", на котором отыграют как заслуженные рок-н-ролльщики - "Пикник", "Чиж и Ко", Вячеслав Бутусов, "АукцЫон". Tequilajazzz, "Король и Шут", "Кирпичи", "Опасные соседи", "Народное ополчение", так и свыше 30 молодых групп, среди которых "Враги", "Билли Бенд", "Торба-на-Круче".

Председатель оргкомитета рок-фестиваля "Окна открой!" - руководитель фонда "Гаркундель" Олег Гаркуша. Ведущий "Оттяга" встретился с ним незадолго до фестиваля.

- Ты говоришь, что главная идея рок-фестиваля "Окна открой!" - представить новые группы. Но поможет ли это им в дальнейшем?

- Я приведу несколько примеров. На фестивалях Юры Шевчука в 1996-1997 годах выступали молодые группы "Пилот", "Король и Шут". Тогда их никто не знал. Они впервые играли для большого числа людей. Теперь эти команды собирают стадионы. На прошлом нашем фестивале выступала "Торба-на-круче". Сейчас она просто не вылезает из ротации "Нашего радио". Если та или иная команда понравится представителям средств массовой информации и музыкальных радиостанций, не исключено, что они будут ее продвигать, давать эфир и так далее. Тогда о группе узнают. Естественно, не все группы, которые будут выступать на "Окна открой!", станут звездами. Некоторые команды просто не вписываются ни в один формат. Допустим, Animal Jazz или С.К.А., которые играют сложные композиции, джаз-рок...

- На Западе каждое течение в музыке имеет своего слушателя и потребителя. Чем ты объяснишь узость российского формата: либо голимая попса, либо рокопопс типа "Мумий Тролль" или "БИ-2"?

- Таким коллективам, как "Аквариум", "ДДТ", "Алиса", "АукцЫон", реклама не нужна. Мы уже давно стали культовыми. А тем группам, которые только начинают играть, приходится идти на компромиссы, чтобы добиться популярности. Скажем, "Пилот" в свое время, когда он еще назывался "Милитари Джейн", работал в жестком альтернативном стиле. После того как их заметили, они стали играть приглаженные композиции. Реальный, жесткий, открытый рок-н-ролл в нашей стране вряд ли кто-нибудь в состоянии понять. Поэтому в России на интересной музыке не сделать деньги. По телевизору я не вижу ни одной настоящей рок-н-ролльной группы. Нет ни одной программы, где рассказывали бы о рок-н-ролле, альтернативе. Народ просто об этом ничего не знает. Я, например, зашел как-то в большой музыкальный магазин "Титаник", спросил у продавщицы: "Какие диски "АукцЫона" у вас есть?" А девочка даже не слышала о такой команде! Зато все знают "Блестящих", "Руки вверх", Киркорова. У рок-н-ролльщиков нет денег на проплачивание эфиров и так далее

- Если бы ты сейчас был молодым музыкантом, какой путь бы выбрал - компромисса с законами шоу-бизнеса или играл то что хочешь, и при этом оставался самим собой?

- В клубе "Гаркундель" играли молодые группы. Им платили какие-то смешные деньги. Но я ребятам говорил: "Вы должны репетировать, играть перед народом, а о деньгах пока забудьте". Когда мы начинали, для нас музыка была увлечением. Мы не думали ни о пластинках, ни о концертах, ни, тем более, о деньгах. По вечерам, после работы, репетировали в заводских клубах. Нам было в кайф этим заниматься. Потом стали давать концерты, получать за это какие-то деньги, а иногда нас просто пивом угощали. Сейчас музыка стала нашей работой. Мы на это живем. Гребенщиков сказал как-то: "Мне в кайф играть, людям в кайф меня слушать, а мне еще и деньги за это платят. Здорово!" Нынешние молодые музыканты хотят все сразу: играть то, что хочется, ездить на гастроли, пластинки записывать и деньги зарабатывать. Но сразу не получается!

- Раньше в Петербурге даже панковские команды никогда не использовали в песнях нецензурные слова. А сейчас все тащатся от "Ленинграда", который мат сделал своей фирменной фишкой. Это что, новый стиль?

- Сережа Шнуров - человек замечательный. Все музыканты - хорошие люди. Что касается творчества коллектива - это смесь Гарика Сукачева, Лаэртского и блатняка Аркаши Северного. Это весело, порой даже смешно, энергетика офигительная. Но никакой новой концепции я здесь не вижу.

- У тебя нет ностальгии по 80-м годам, когда система давила, но вы играли ей назло?

- По давлению я, конечно, ностальгии не испытываю. Но молодость - это молодость. Мы выходили на Невский - и кричать хотелось. А все эти проблемы с милицией, оперативниками, КГБ были просто смешными. Мы от души смеялись! Лично я ничего не боялся. Кагэбэшники меня вызывали в этот свой дом... Я не понимал, что они делают и за что борются. Им не нравятся мои пейсы? Или бритый затылок? Или остроносые ботинки?

- "АукцЫон" начал первым устраивать перформансы на сцене. Это была твоя идея?

- Да. Я хотел каждую песню как-то оформить. Все идеи приходили спонтанно. Однажды я сидел на унитазе и гадал, что придумать для песни "Деньги - это бумага". Взгляд упал на рулон туалетной бумаги - и меня осенило. На сцене я ходил с рулоном, раскручивая его. На даче нашел кусок веревки и сделал из нее плетку. И в ходе исполнения песни "Телега" изображал, как будто коня стегаю. Свои движения никогда не репетировал - это была импровизация. Костюм я купил в комке. Чуть позже в ресторане "Москва" увидел швейцара в точно таком же костюме. Потом мне какая-то девушка брошку подарила, я ее на лацкан повесил, затем другие девушки дарили брошки - в итоге пиджак засверкал.

- Почему мы не видим клипы "АукцЫона"?

- Как я уже сказал (может быть, это не скромно), "АукцЫон" - культовая группа. Нам клипы не нужны. Хотя год назад Игорь Безруков, бывший некрореалист, сделал для нас клип на песню "Я родился под колпаком". Мы снимали его на чердаке. Но клип точно не попадет в эфир. Я даже не пытаюсь его пристроить на какой-либо канал. Песня на 9 минут. Да и картинка неформатная. Ничего фривольного нет, но двойной и даже тройной смысл в ролике присутствует. У нашего коллектива 14 клипов.

- Как ты думаешь, Петербург перестал быть столицей русского рок-н-ролла?

- Обидно, что закрыли рок-клуб из-за банальных причин. Обидно! Ведь Питер всегда считался меккой рок-н-ролла. Сколько музыкантов сюда приехали и остались! Шевчук, Бутусов, Чиж, Настя Полева. Здесь такая аура, что только сочиняй. Но с рок-н-ролльными клубами в нашем городе ситуация печальная. Даже те немногие заведения, где играли рок-н-ролл, переделали в дискотеки. Кстати, в Москве такое количество клубов, что с ума сойти можно. В каждой забегаловке играет группа. Вот наш фонд "Гаркундель" занимается помощью молодым музыкантам. Мы, в частности, отбирали группы на фестиваль "Окна открой!" У меня есть мечта - создать центр "Гаркундель", где будут клуб, концертная площадка, студия звукозаписи, репетиционная комната, где будут проводиться мастер-классы для молодых музыкантов.

© Комсомольская правда

 © & YS, 1998-2002 | hosted by RiNet | webmaster@auctyonRambler's Top100ru